В августе 2012 года специалисты Google провели исследование, в результате которого выяснилось: пользователь оценивает привлекательность сайта в течение 1/50-1/20 секунды. Кроме того, простые с точки зрения структуры и типичные с точки зрения оформления сайты более интересны, нежели более сложно структурированные варианты.
Шаблонные ментальные образы – основа всего
Для начала следует определиться с тем, что такое типичный сайт. Слово «типичность» обозначает базовый ментальный образ, который синтезируется мозгом, чтобы упросить категоризацию окружающих предметов. То есть в нашем разуме есть шаблоны, которые мы применяем в жизни: например, когда мы говорим о мебели, то представляем себе именно диван, а мужской цвет для нас – это синий. И так во всех категориях.
Типичность представлена и в Интернете, где она состоит из мелких подкатегорий. То есть в нашем сознании есть ментальные шаблоны, например, социальных сетей или интернет-магазина. И если пользователь заходит на сайт, но он не соответствует его представлениям и его ментальному шаблону, ресурс кажется неинтересным. Типичность типичностью, но для привлечения пользователей важно, чтобы он визуально соответствовал своей категории.

Когнитивная плавность: чем проще, тем лучше
Согласно идее когнитивной плавности, наш мозг стремится думать о том, что наиболее просто для восприятия. Не случайно мы выбираем именно те сайты, структура и дизайн которых соответствуют нашим представлениям. Кроме того, в основе когнитивной плавности лежит эффект узнаваемости: то есть мы предпочитаем выбирать то, с чем уже сталкивались и о чем успели составить впечатление. Таким образом, если создатель сайта знает, какие шаблоны использует пользователь и каковы его подсознательные ожидания, его ресурс будет привлекательным.
Но с другой стороны, знать о стандартных типах дизайна хорошо, главное, чтобы следование установленным нормам привело к успеху. Например, во многих интернет-магазинах есть опция слайдеров или карусели изображений, однако исследования показывают, что это скорее ухудшает посещаемость ресурсов. Особенности сайта, который отвечает требованиям пользователя, следующие:
- Благодаря когнитивной плавности сайты удобны и кажутся знакомыми даже новым посетителям, разобраться с ним нетрудно.
- Типичное расположение элементов и модулей.
- Фокусировка внимания на одном типе продукции, которая подтверждается качественными фотографиями.
Таким образом, оформление в типичном виде и в соответствии его категории делает ресурс более открытым, интересным и понятным для пользователей.
Эстетика играет важную роль
Совместные исследования, которые были проведены специалистами университетов Колорадо, а также Гарвардского и Мичиганского, выявили, что эстетическое восприятие дизайна того или иного сайта зависит от демографической группы. То есть, допустим, доктора философии не очень любят яркое оформление ресурсов. Но предложить какое-то универсальное решение для привлечения разных групп пользователей специалистам не удалось. Но факт остался фактом: сложные сайты пользователей только отталкивают, поскольку проще понять и осмыслить простое:
- во-первых, глазам и мозгу не приходится декодировать, обрабатывать и хранить сложную информацию,
- во-вторых, чем меньше на странице цветов и оттенков, тем меньше будет работы для глаз и, соответственно, информации для мозга,
- в-третьих, в каждый элемент сайта следует вкладывать немного информации: шрифт, цвета, логотипы – все это передает небольшую часть сведений о бренде,
- в-четвертых, на сайте должно быть минимальное количество элементов, которые помогут пользователю выполнить все необходимые операции.
Таким образом, чем проще оформлен сайт, тем быстрее информация на нем будет попадать в мозг человека. Знаменитый исследователь Джордж Миллер (университет Принстона) пришел к выводу, что в рабочей памяти взрослого человека могут удерживаться 5-9 «кусочков» информации одновременно. А рабочая память – это участок мозга, который отвечает за хранение и обработку данных в течение буквально нескольких секунд. Этого времени вполне достаточно, чтобы сфокусировать внимание и принять решение.

Чем чревато отклонение от пользовательских ожиданий?
Если на сайте указаны слишком высокие цены, цветовая схема отключена или не гармонична, страницы загружаются с ошибками, то рабочая память пользователя будет видеть не представленную на ресурсе информацию, а его недостатки. Именно поэтому при создании дизайна сайта и его структурировании стоит учитывать степень подверженности пользователей внешним воздействиям. С помощью правильного дизайна можно повлиять на их рабочую память. Чтобы упростить свой сайт, нужно следовать некоторым правилам:
- Нужно провести исследование целевой аудитории, чтобы узнать, какие страницы посещают пользователи.
- Новая информация должна преподноситься на сайте в общем виде.
- Следуйте принципам когнитивной плавности: то есть элементы сайта должны быть расположены там, где их привыкли видеть пользователи.
- Выбирайте ненавязчивые шрифты, цвета и логотипы, которые должны четко и информативно рассказывать о ресурсе. Избегайте рекламных текстов и дополнительных изображений.
- Максимальная простота – залог успеха: лучше взять одно качественное изображение вместо нескольких маленьких. Свободного места на сайте должно быть много.
- Ресурс постоянно должен проверяться на предмет соответствия ожиданиям пользователей.
- Типичность сайта не говорит о его безыскусности и безликости. Наоборот, ресурс должен быть простым и при этом совмещающим в себе все самое лучшее.
ㅤ